Теоритические страницы. Направление ВОСХОД. Клуб ОРДОНИКА

Страница 1

По мотивам и текстам Бориса Фёдоровича Поршнева

Человека отличает от животного мира не то, что он мог производить некий избыток сверх своих затрат т.е. сверх "минимальных потребностей". А то что он вынужден был это делать. Причём вынужден производить этого избытка всё больше, вынужден был прибегать к орудиям, к технике и далее.

Теория докапиталистических обществ (и особенно первобытно-общинного "коммунизма") не может быть полно разработана, если оставаться в рамках представления "homo oeconomicus", извлеченного из капиталистической эпохи.

Этот "homo oeconomicus" = "Экономический человек" отождествляется с "экономящим, не расточающим". Но даже при феодализме хозяйственная психология содержала не только это, но и другое. И это другое активно запрещалось - значительное число средневековых юридических и законодательных актов запрещает или ограничивает безвозмездное дарение, подношение, пожертвование недвижимого и движимого имущества. Чем дальше в глубь веков и тысячелетий, тем выпуклее этот импульс.

Алчность не константа истории. Она созревала как противоположность и отрицание специфичного для первобытных людей "противоестественного" (с точки зрения капитализма) поведения: стремления к максимальному безвозмездному отчуждению благ.

На заре истории лишь препоны родового, племенного, этнокультурного характера останавливали в локальных рамках "расточительство" и тем самым не допускали разорения данной первобытной общины или группы людей. Это значит, что раздробленность первобытного человечества на огромное число общностей или общин (причем разного уровня и пересекающихся), стоящих друг к другу так или иначе в отношении "мы они", было объективной хозяйственной необходимостью.

Но норма экономического поведения каждого индивида внутри этих рамок состояла как раз во всемерном "расточении" плодов труда: коллективизм первобытной экономики состоял не в расстановке охотников при облаве, не в правилах раздела охотничьей добычи и т. п., а в максимальном угощении и одарении каждым другого, хотя и только по сформировавшимся обычным каналам. Дарение, угощение, отдавание основная форма движения продуктов в архаических обществах.

Такая экономика подразумевает соответствующую психику. Рассмотрим, какова стимуляция этого отказа от прямого потребления благ. Для этого продолжим изучение работы мозга.

Продолжение следует.

Сайт постоянно дополняется и совершенствуется.